Социология кино

Социология кино
изучает социальные проблемы кинематографа. Возникла в начале XX в. как реакция обществознания на острый интерес к кино различных социальных слоев, вызванный массовой природой кинозрелища. С. к. исследует такие вопросы: что есть кино как социальный феномен, каковы его место и роль в обществе? Уже в начале века эти вопросы пытались осмыслить в монографических работах В. Готвальт (1909), Е. Самуйленко (1912), Е. Маурин (1916) и др. в России, Э. Альтенло (1914) в Германии, который в заглавие своей работы вынес термин «С. к.». Ключевые вопросы С. к. неоднократно затрагивал В. И. Ленин. Его общеизвестные положения о социальном значении кино, о необходимости «художественной пропаганды» наших идей в форме увлекательных картин, о важности продвижения кино в массы и др. сыграли определенную роль в развитии отечественной С. к. Тематической доминантой конкретно-социологических исследований в нашей стране в области кино в 20-е-30-е гг. явилась киноаудитория как социокультурная общность, которую, по мнению социологов и деятелей кинематографии, необходимо было «перековать» посредством «кпноиещп». Такого рода установка ясно выражена в названии двух наиболее значительных монографий тех лет: «Изучение кинозрителя» (А. В. Трояновский и Р. И. Егиазаров, 1928) и «Изучение детского кинозрителя» (А. М. Гельмонт, 1933). Пионерам советской С. к. удалось осветить ряд социальных граней кинопроцесса, внести вклад в разработку методов эмпирического изучения киноаудитории. В то же время были допущены и серьезные методологические просчеты, выразившиеся, в частности, в попытках создать некую «биосоциологию зрелища» на основе модных в ту пору идей рефлексологии и рефлектологии. В 40-е-50-е гг. С. к. в нашей стране прекратила свое самостоятельное существование. Социальные аспекты кинопроцесса осмысливались практиками кино, киноведами, эстетиками. Возрождение С. к. началось в СССР в 60-х гг. Значительная роль в этом процессе принадлежит известному теоретику и историку кино Н. А. Лебедеву. Новое поколение социологов кино сконцентрировало свое внимание на проблеме «кино и зритель», продолжив тем самым исследовательские традиции 20-х 30-х гг. Ныне в С. к. накоплен немалый позитивный материал по широкому кругу вопросов (структура киноаудитории, ценностные ориентации зрителей, динамика и тенденции кинопосещаемости, художественные факторы зрительского успеха фильмов, социальные факторы функционирования кинотеатров и кинорекламы, социальные проблемы кинообслуживания села, взаимодействие кино и ТВ в досуге населения и др.). Вместе с тем практически С. к. используется довольно скромно. Основной тормоз несовершенство системы оценок деятельности учреждений кино, в первую очередь кинопроката, которыми в основном и оперирует современная советская С. к.

Из всего множества показателей работы кинопроката в наличии у исследователей только два денежные доходы и посещаемость кино. Важнейшие для социологии идеологические и социальные показатели оказались в тени, даже в забвении, что объективно предопределяет слабый интерес к ним кинопрокатчиков. Сказываются также недооценка в теории кино роли публики как слагаемого художественной культуры общества и фактора кинопроцесса, широко распространенные среди теоретиков и кинокритиков сомнения в возможности создания шедевров средствами общезначимого выразительного языка кино, расхожее среди кинопрофессионалов представление об эстетической неразвитости киноаудитории, что, правда, активно оспаривают ныне ряд мастеров экрана. Проблематика С. к. имеет тенденцию к расширению. С позиций современных требований и перспектив развития объектом и предметом исследования С. к. предстают все социальные аспекты кинематографического процесса: его социальный генезис и развитие, место и функции в обществе; конкретные проявления социальных отношений между его участниками (прежде всего между художником и публикой); взаимодействие общественной формы кино и творческого потенциала участвующих в нем социальных общностей, его художественно-эстетического содержания с наличными общественными предпосылками экономическими, социальными, политическими и духовными-все это и представляет собой предмет С. к., достаточно полно охватывающий и сущее, и должное.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Нужно сочинение?

Полезное


Смотреть что такое "Социология кино" в других словарях:

  • Социология кино — социология кино, научная дисциплина, изучающая кино как социальный институт, то есть функционирование киноискусства в обществе (закономерности создания, распространения и восприятия фильмов), общественную потребность в кино и степень её… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ КИНО — отрасль социологич. знания. В узком смысле С.к. сфера исследований, целью к рых является изучение соц. демографич. структуры кинопублики (пол, возраст, образование, соц. положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным… …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — отрасль социологич. знания, изучающая соц. закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Социология искусства — отрасль социологии, изучающая возникновение, функционирование и развитие искусства и основных его субъектов в системе общественных отношений, в конкретно историческом контексте. Своеобразие предмета С. и. состоит в особенностях «встроенностн»… …   Социологический справочник

  • Социология искусства — Sociology of art Социология искусства отрасль социологии изучающая: взаимодействие искусства и общества; структуры и функции различных социальных групп, включенных в сферу творческой деятельности. Социология искусства включает в себя социологию… …   Словарь бизнес-терминов

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — англ. sociology of art; нем. Kunstsoziologie. Отрасль социологии, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуры и функции различных соц. групп, включенных в сферу творческой деятельности. С. и. включает в себя социологию кино, театра,… …   Энциклопедия социологии

  • Социология искусства —         смежная область социологии (См. Социология) и искусствознания (См. Искусствознание) (литературоведения (См. Литературоведение)), предмет которой социальные функции и зависимости искусства. В широком смысле С. и. исследование определённых… …   Большая советская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — область социологии, предмет к рой закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — (sociology of art) область социологического анализа, направленного на объекты визуального искусства и иногда на музыку, театр, кино и литературу. В этом смысле ее потенциальный диапазон концепций и теорий весьма разнообразен: марксистский и… …   Большой толковый социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — отрасль социологии, изучающая структуру, закономерности и эффективность деятельности систем массовой коммуникации (МК). Предмет исследования С. м. к. – функционирование систем МК, ее содержание, ее аудитории и каналы (печать, радио, телевидение,… …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Социология кино» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»